Главная / Статьи / Трехлетние «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства

Просмотр статьи



Трехлетние «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства

13 июля 2015 г. вступил в силу закон, согласно которому в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 г. не будут проводиться плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства.

 

 


С 13 июля вступает в силу ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», введенная  Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно данной статье в отношении субъектов малого предпринимательства в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые налоговые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Данные субъекты при этом должны отвечать следующим условиям:

1. Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

-  от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

- до 100 человек включительно для малых предприятий;

- до 15 человек – для микропредприятий.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения. Данные пределы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки:

- для микропредприятий - 120 млн. рублей;

- для малых предприятий - 800 млн. рублей;

- для средних предприятий - 2 млрд. рублей.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется по тому из двух последних критериев, который имеет наибольшую величину.

Однако следует отметить, что законодатель тут же говорит о перечне предприятий, на которые надзорные каникулы распространяться не будут. Данный перечень должен быть установлен Правительством Российской Федерации, в него входят, например, организации здравоохранения, образования и др.

Также не попадают под данную льготу организации и лица, в отношении которых вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом с даты окончания проверки, по результатам которой было вынесено такое решение, прошло менее трех лет. 

Если организация или индивидуальный предприниматель считают, что в отношении их проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений законодательство, то они могут подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок. Порядок и форма подачи такого заявления должна быть утверждена Правительством РФ, на данный момент такой документ еще не принят.

Также следует отметить, в отношении каких видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля применяются надзорные каникулы:

следующих видов государственного контроля (надзора):

 1. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;

2. Лицензионный контроль;

3. Экспортный контроль;

4. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

5. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

6. Федеральный государственный надзор в области связи;

7. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

8. Государственный надзор в сфере рекламы;

9. Федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);

10. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;

11. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности;

12. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

13. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

14. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

15. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;

16. Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

17. Федеральный государственный пожарный надзор;

18. Государственный строительный надзор;

19. Государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны;

20. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;

21. Государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);

22. Государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

23. Федеральный государственный надзор за проведением лотерей;

24. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

25. Региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;

26. Региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль;

27. Государственный контроль (надзор) в сфере образования;

28. Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

29. Федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;

30. Государственный экологический надзор;

31. Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль;

32. Государственный контроль (надзор) в свободной экономической зоне;

33. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;

34. Государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ положения о надзорных каникулах в отношении следующих видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля:

1. Федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2. Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3. Государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4. Федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

5. Федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

6. Лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7. Внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

8. Федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

В заключение статьи следует сказать о том, что если в отношении Вас все же была проведена проверка, несмотря на положения законодательства о надзорных каникулах, при условии естественно, что вы попадаете под льготу, то результаты такой проверки считаются недействительными или могут быть признаны таковыми в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Грамотная консультация специалистов юридической фирмы «Аргумент» поможет Вам подготовить и подать заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок по всем правилам и вовремя, а также защититься от произвола при проведении проверок вопреки положениям законодательства, помогут подготовить грамотно рассчитать все риски и возможные последствия в Вашей предпринимательской деятельности.

Получить консультацию, а также оформить заявку на услугу Вы можете у сотрудников юридической фирмы «Аргумент» по телефонам +7 (3822) 50-72-30, +7 (3822) 50-72-30 (или заказать услугу / заказать звонок).

Юридическая фирма «Аргумент». Нам доверяют!

Поделиться

Комментарии (0)

Оставить комментарий